Смоленская областная детская библиотека
имени И.С. Соколова-Микитова

Портал Культура.рф В Контакте Facebook Twitter

Библиотека – библиотекам


Конкурсный отбор инновационных социальных проектов

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), с 1 июня 2017 г. проводит конкурсный отбор инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, направленных на распространение эффективных социальных практик, обеспечивающих оказание адресной помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее – Конкурс), для их последующего финансирования в 2018-2019 гг.

Инновационные социальные проекты государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, получившие грант Фонда по итогам Конкурса (1,5 млн. рублей на 18 месяцев), будут способствовать выполнению соответствующих региональных программ в социальной сфере.

Условием предоставления фантов является значимость проектов для территории реализации, подтверждаемая письмами поддержки со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

Информация о Конкурсе размещена на Интернет-портале Фонда. Срок подготовки заявок – 45 дней (начиная с даты объявления Конкурса).


Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации»

В настоящее время данные о деятельности региональных детских библиотек аккумулируются на сайте Научно-методического отдела на портале РГДБ. Для аналогичной работы с объемом данных по универсальным публичным библиотекам был создан электронный портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации». Чтобы повысить эффективность работы с этой статистической информацией необходимо объединить статистические данные на платформе портала и дополнительно развить внутренние ресурсы электронного портала «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации».

Систематизация информации необходима для обеспечения заинтересованной поддержки библиотекам обслуживающих детей на уровне местных властей, общественности и библиотечного сообщества, предоставления быстрого и удобного доступа к отраслевой статистической информации. Наличие подобной возможности будет способствовать обеспечению качественного обслуживания детей в публичных библиотеках, что является приоритетом их деятельности в соответствии с документом «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки». 

Для аналогичной работы с объемом данных по универсальным публичным библиотекам реализованы развитие электронного ресурса «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации», что позволит:

- сформировать единую информационную систему общероссийского мониторинга состояния информационно-библиотечного обслуживания детей;

- обеспечить оперативный и удобный доступ к специализированной статистической информации всем заинтересованным лицам; 

- упростить процесс оценки актуального состояния отрасли и выработки более четких механизмов управления библиотечным обслуживанием детей;

- создать и укрепить связи между детскими и универсальными публичными библиотеками, ориентированными на работу с детьми;

- обеспечить актуальными статистическими данными научно-исследовательскую деятельность в области изучения детства и чтения;

- обеспечить актуальными статистическими данными общероссийскую систему подготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов, работающих с детьми;

- улучшить качество библиотечного обслуживания детей в регионах РФ;

- обеспечить поддержку обслуживания детей в публичных библиотеках на уровне местных властей, общественности и библиотечного сообщества;

- облегчить процесс адвокации интересов детей-пользователей публичных библиотек.

Инструкция по работе на портале для специализированной самостоятельной детской библиотеки


Благотворительная акция «Дерево добра»

ФГУП «Почта России»  проводит благотворительную акцию «Дерево добра». Суть её в том, что любая библиотека, школа, детский интернат или дом престарелых может отправить заявку (письмо в свободное форме) на имя Руководителя Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг Казакова Михаила Андреевича с просьбой внести учреждение для участия в акции «Дерево добра» с перечнем журналов, на которые оно хочет подписаться. После подачи заявки ваше учреждение будет отображаться на сайте «Почты России» с указанием всех журналов, и любой меценат сможет выбрать именно вас и подарить вам подписку на тот или иной журнал!


«Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации»

Электронный ресурс РГДБ «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации», аккумулирующий информацию о библиотеках РФ, ориентированных на работу с детьми. Портал позволяет получать максимально полные данные о состоянии информационно-библиотечного обслуживания детей в библиотеках страны.

Инструкция по работе с порталом  «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации».

Инструкция по заполнению данных в личном кабинете библиотеки на портале«Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации».


Международный день книгодарения

Этот праздник отмечается 14 февраля, и Россия в 2017 году принимает участие в праздновании впервые. У него есть свой сайт и традиции: каждый год один из самых востребованных в мире детских иллюстраторов создает афишу-плакат праздника и закладки для читателей.

С 14 января по 12 марта 2017 года ФГБУК «Российская государственная детская библиотека» и Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя» приглашают принять участие в конкурсе «Нарисуй свой плакат к Международному дню книгодарения!».

К участию приглашаются дети от 5 до 18 лет. Участие индивидуальное.

Плакат может быть выполнен любыми художественными материалами (гуашью, акварелью, пастелью, фломастерами, восковыми мелками, карандашами или др.) в формате А3 (30 x 40 см) без паспарту.

Подробнее в Приложениях.


Литературные конкурсы – 2017

Международный союз книголюбов как один из организаторов Всемирного дня книги в Москве совместно с Российским Книжным Союзом, Департаментом культуры г. Москвы, Департаментом образования города Москвы и другими общественными структурами объявляет следующие конкурсы:

 

Литературный конкурс коротких стихов, слоганов и лозунгов на тему:
«Спасём и сохраним редких животных, занесенных в Красную книгу!»

В рамках объявленного Года экологии и охраны значимых природных объектов. Правительство РФ надеется, что подобный ход позволит привлечь большое количество граждан к проблемам экологии.

Для педагогов: Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Порой в больших городах становится трудно дышать, люди и животные болеют. Необходимо разъяснить, что природа - основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу и животных, её населяющих, изучать их, охранять и преумножать.

Условия подачи материала:

объем – не более 1 с.

формат А 4

14 кегль

шрифт – Times New Roman

титульный лист должен содержать: фамилию, имя (полностью), возраст, место учёбы, почтовый

адрес участника, контактный телефон

участники – 12-16 лет

 

К 200-летию со дня рождения А.К. Толстого
и 130-летию со дня рождения С.Я. Маршака

Конкурс рукописной миниатюрной книги на тему:
«Исторические повести и стихотворения» А.К. Толстого
«Моё любимое стихотворение С.Я. Маршака»

Условия подачи материала:

- миниатюрная рукописная книга

- размер блока не более 100х100 мм (менее допускается)

- количество страниц не менее 32 с.

Участник (12-16 лет) должен оформить произведение А.К. Толстого или С.Я. Маршака и проиллюстрировать его на свое усмотрение тексты, рисунки и переплёт должны быть выполнены рукой автора выходные данные книги (последняя страница книги) должны содержать: фамилию, имя (полностью), возраст, место учебы, почтовый адрес участника, контактный телефон.

 

К 100-летию двух русских революций 1917 года
Конкурс экслибриса на тему
«2017 год  - осмысление итогов Февральской и Октябрьской революций»

Условия подачи материала:

- обязательным элементом композиции книжного знака должно быть слово «экслибрис» (EX LIBRIS) или его эквиваленты («из книг», «из библиотеки») с обязательным указанием имени или инициалов владельца, название библиотеки.

- размер рисунка не должен превышать 150 мм по большей стороне

- максимальный формат бумаги 210х290 мм.

- экслибрисы не должны оформляться в паспарту или наклеиваться на картон

- карандаш, карандаш с цветной раскраской, гелевая ручка, перо – тушь 

- на лицевой стороне рисунка, под изображением, обязательно должна быть подпись автора.

На оборотной стороне в центре экслибриса необходимо простым карандашом написать фамилию, имя (полностью), возраст, место учебы, почтовый адрес участника, контактный телефон

- участники конкурса – 12-16 лет.

 

Итоги конкурсов будут подведены к 23 апреля 2017 года

I премия каждого конкурса – 5000 руб.,

II – III премии – дипломы и книги. Поощрительные призы – дипломы, книги.

Принятые на конкурс работы переходят в фонд и собственность Музея экслибриса МСК и могут использоваться им в выставочной деятельности, воспроизводиться в периодических и других изданиях, Интернете и др. Авторам работы не возвращаются.

Без полной справки об авторе (Ф.И.О., возраст, место учебы, почтовый адрес, контактный телефон), написанной на каждой работе, работы на конкурс не допускаются.

Письма и работы присылать простым письмом или привозить до 30 марта 2017 года по адресу: 107031, г. Москва, ул. Пушечная 7/5, стр. 2 Международный союз книголюбов

Контакты:  (495)621-82-21, т/ф (495)621-46-26; www.knigoluby.ru, e-mail: knigoluby@mail.ru


ББК для детских библиотек

Уважаемые библиотекари!

В издательстве «Пашков дом» Российской государственной библиотеки в сентябре 2016 года вышло в свет издание «Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для детских и школьных библиотек». - 5-е изд., испр. и доп.

Таблицы разработаны на основе Сокращенных таблиц ББК (Москва : Пашков дом, 2015. – 672 с.), согласованных с опубликованными выпусками Средних таблиц ББК. По сравнению с Сокращёнными таблицами ББК более детализированы некоторые подразделения педагогики, психологии, гигиены и профилактики здоровья, социальной защиты детства.

В структуре и индексации основных и вспомогательных таблиц – ряд изменений по сравнению с 4-м изданием (2008). Дополнены таблицы общих типовых делений. Таблицы территориальных типовых делений обновлены и детализированы. Вместо буквенных обозначений наименований отдельных языков и народов введены таблицы языковых и этнических типовых делений ББК.

Сохранены традиционные особенности варианта для детских и школьных библиотек. В формулировках классификационных делений термины и понятия представлены в соответствии с практикой преподавания отдельных предметов в школе.

В приложениях: структура систематического каталога литературы для возрастной группы 8-9 лет; структура систематического каталога нотных изданий; единая структура систематического каталога для педагогов и руководителей детского чтения (а также родителей).

Во введении дана общая характеристика ББК и правила общей методики систематизации, а также развернутая частная методика систематизации литературы по отраслям знания, рекомендации по использованию таблиц для организации и ведения фондов и каталогов.

Информация об условиях приобретения книги размещена на сайте РГБ по адресу http://www.rsl.ru/ru/s3/s31/s315341/s3153418206/s31534182069335

Заказы направлять в отдел реализации издательства «ПАШКОВ ДОМ»

тел. 8 495 695 59 53 E-mail: pashkov_dom@rsl.ru

Подписной индекс по каталогу Пресса России на 2017 год 87452


Всероссийская благотворительная акция «Подари ребёнку книгу!»

Российская государственная детская библиотека приглашает библиотеки, обслуживающие детей, принять участие во Всероссийской благотворительной акции «Подари ребёнку книгу!» Её цели: привлечение внимания к библиотекам, обслуживающим детей; пополнение их фондов современной и качественной литературой; приобщение детей и подростков к чтению; предоставление возможности всем желающим сделать книжное пожертвование, которое послужит не одному поколению читателей.

Старт акции был дан 1 июня 2016 года, в Международный день защиты детей, Председателем Государственной Думы РФ Сергеем Нарышкиным, передавшим в дар одной из библиотек страны три десятка детских книг.

В рамках акции на информационной платформе, организованной РГДБ (http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/registration), библиотеки-участницы публикуют списки изданий, которые крайне необходимы их читателям. Любой неравнодушный гражданин на основании этих списков получает возможность сделать адресный и полезный подарок детям, которые так нуждаются в новых книгах, а библиотеки, получившие дар, могут рассказать об этом событии.

Подробности регистрации в инструкции (http://metodisty.rgdb.ru/images/nmo-docs/2016god/rgdb/nmo/instruktsiya_160603.pdf).


Пензенская область: проект, который возвращает любовь к чтению

В Пензенской области стартовал широкомасштабный проект «PROчтение». Главная цель кампании, которая рассчитана на три года, – вернуть детям и взрослым любовь к книгам и чтению. Проект «PROчтение» в Пензенской области инициировал губернатор В.Бочкарев.

В рамках проекта пройдёт 20 мероприятий, среди которых бук-кроссинги, книжные ярмарки, конкурсы на самую читающую семью, класс и школу и др. Особое внимание уделяется книжному флешмобу «Читаем перед сном». Главная цель акции – чтобы книги своим детям начали читать папы, которые сегодня уделяют меньше внимания воспитанию.

Губернатор области выразил надежду, что проект получит поддержку в школах, среди детей и их родителей. «Наша всеобщая задача – повысить интерес к чтению, чтобы молодёжь росла образованной и творческой, способной к развитию и инновациям во благо региона и страны в целом, – подчеркнул В.Бочкарев. – Чтение способствует повышению культурного уровня человека, его социальной активности, выработке активной гражданской позиции».

Подробнее


«Живые» библиотеки не исчезнут с развитием электронных

Эксперты библиотечного дела уверены, что у «живых» библиотек есть будущее, потому что люди приходят туда не только за книгами, но и за общением.

Электронным библиотекам не удастся вытеснить «живые» – далеко не все книги можно найти в цифровой версии, к тому же в обычные библиотеки люди приходят ещё и за общением, а в будущем библиотеки могут стать элитными учреждениями для избранных, считают эксперты библиотечного дела.

«У нас вполне позитивная картина, в день бывает не менее 800 человек. Даже среди молодёжи далеко не все любят читать электронные версии книг. И если говорить не о художественной литературе, а о научной, далеко не все книги можно найти в электронной версии», – рассказала зам. директора Российской государственной библиотеки для молодёжи М. Захаренко. По её словам, половина посетителей приходит непосредственно за книгами, остальные – за другими услугами. «Играют в настольные игры, встречаются с приятелями, занимаются с репетиторами. У нас можно посмотреть кино, послушать аудиокниги. На территории библиотеки много возможностей под разные интересы. Каждый месяц проходит до 70 мероприятий, большинство из них инициированы самой молодёжью, каждый день что-то происходит. Главное – создать комфортные условия, тогда люди придут», – добавила она.

Не унывают и в Российской Государственной детской библиотеке (РГДБ) – здесь количество посетителей увеличилось. «У нас ситуация вполне благополучная, количество посетителей не уменьшилось, а выросло, появилась новая возрастная группа, которую мы условно называем 0+. Мамы приходят со старшими детьми и младенцами в колясках, нам даже пришлось поставить два пеленальных стола», – рассказала директор РГДБ М. Веденяпина. По её словам, библиотека не может перейти на электронный формат, так как её самые маленькие читатели – дошкольники. Как говорит Веденяпина, и не все взрослые люди любят читать электронные книги. «Опять же в библиотеку приходят не только за книгами, но и за общением. Ребята занимаются в различных кружках, посещают мастер-классы, выставки и другие мероприятия, которые проходят в нашей библиотеке. Интернет появился в США гораздо раньше, чем в России, но разве исчезли у них библиотеки? Думаю, что нам это тоже не грозит», – считает глава РГДБ.

http://ria.ru/culture/20141217/1038647947.html


Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию личные списки для читателей, подготовленные экспертами Всероссийского фестиваля детской книги, который прошёл в Российской государственной детской библиотеке.

(Материал опубликован в электронной версии журнала «Библиотека в школе». – 2015. – №1)

Подробнее


Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ) - это регулярно пополняемая коллекция оцифрованных материалов (значимые произведения для детей, оформленные лучшими отечественными художниками-иллюстраторами, а также издания, являющиеся ярким отражением исторических, политических, культурологических, художественных и педагогических процессов, происходивших в нашей стране в различные исторические периоды) из фондов Российской государственной детской библиотеки, Российской государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки и других участников проекта.


26 ноября 2014 года в Смоленской областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова состоялся конкурс профессионального мастерства «Детский библиотекарь года».

Тема конкурса: «Современный детский библиотекарь: профессиональные ценности и ориентиры».

Предлагаем вашему вниманию фрагменты эссе «Почему я люблю свою профессию», подготовленных участниками конкурса.

О профессии, о времени и о себе…

Люлькина Лариса Игоревна, библиотекарь Вязьма-Брянской сельской библиотеки

«Знакомая дорога.... Кажется, что каждый поворот, каждая кочка, каждый камушек встречают меня как близкие друзья. Так и слышится их весёлый шёпот: «Идёт, идёт, торопится на свою любимую работу... Читать далее

Николаева Екатерина Евгеньевна, библиотекарь Сычёвской центральной детской библиотеки

«Я – детский библиотекарь! Сказали бы мне это лет так десять-пятнадцать назад – ни за что бы не поверила! Книги, литературу, прекрасный русский язык я любила с раннего детства... Читать далее

Платкова Татьяна Игоревна, заведующая Новомихайловской сельской библиотекой Монастырщинского района

Я работаю заведующей Новомихайловской библиотекой-филиалом муниципального бюджетного учреждения культуры «Монастырщинское МЦБО». Я – сельский библиотекарь... Читать далее


 

 

Кафедра православной литературы Смоленской областной детской библиотеки предлагает вниманию читателей новую брошюру смоленского автора, члена Союза писателей России и Союза журналистов России Н. Кеженова «Школьное лето за городом». Она знакомит педагогов и воспитателей с разнообразными возможностями наполнения работы с детьми в летний период православным содержанием. Актуальность данной темы в настоящее время не вызывает сомнений.


Кафедры православной литературы – территория духовно-нравственного просвещения.

«Идите, научите все народы, крестя их
во Имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел
вам; и се, Я с вами во все дни до
скончания века».

(Мф., 28:19,20)

Как известно, христианство является основой и духовным источником огромного пласта, как русской, так и мировой культуры, и этого великого достояния наш народ был практически лишён на протяжении долгих лет государственного безбожия. Сегодня приобщение русских людей, и особенно молодёжи, к этому духовному богатству, наконец, стало реальностью, и кафедры православной литературы призваны сыграть в этом процессе достаточно важную роль.

Первыми благовестниками учения Христова были святые апостолы. Преемниками их стали отцы и учители Церкви. В настоящее время просветительскую деятельность своего народа на основе евангельских начал осуществляют православные архипастыри и пастыри. Однако распространение веры Христовой среди народа Божьего не должно замыкаться только рамками пастырской проповеди и пастырского миссионерства, но обязано стать и общим делом всех православных людей, которым не безразлична судьба будущего нашей Родины. Частью этого дела является христианское просветительство через светские организации и учебные заведения. Оно сейчас успешно осуществляется, но поскольку русский народ долгие годы был оторван от своей религиозной традиции, полностью решить эту задачу нам ещё только предстоит.

На Смоленщине возможность изменения ситуации в области духовной жизни наметилась в период празднования 1000-летия со дня Крещения Руси, когда, по просьбам смолян, в школах в рамках классного часа стали проводиться факультативные занятия по основам православной культуры. Постепенно появились методические разработки и программы таких занятий. В 1994 году было подписано Соглашение между Отделом по религиозному образованию и катехизации Смоленской епархии и Комитетом по образованию Смоленской области. На основании этого документа и началось сотрудничество общеобразовательных школ Смоленщины и Смоленской епархии. На факультативной основе в школах официально был введён предмет «Основы православной культуры и этики».

В 2003 году между Смоленской епархией и Комитетом по образованию Смоленской области было подписано очередное соглашение, позволившее ввести в образовательные программы восьмых классов смоленских школ предмет «История православной культуры земли Смоленской».

Пасхальное богослужение для детей

Пасхальное богослужение для детей

После празднования 2000-летия христианства, в 2011 году, в школьные программы вошёл курс «Основы религиозных культур и светской этики», куда были включены традиционные для России религии. В настоящее время большинство смолян в рамках этого предмета отдаёт предпочтение не светской этике, но основам православной культуры.

Ранее подписанный договор между правящим архиереем Смоленской епархии и губернатором области был дополнен в 2014 году Соглашением, в котором говорится о возможности введения в школах Смоленска и области факультатива по основам православной культуры уже со второго по восьмой классы.

Таким образом, на настоящий день преподавание православных дисциплин в общеобразовательных школах имеет под собой реальное юридическое обоснование. Кроме того, проводится работа по подготовке новых специалистов в этой области. Так, в Смоленском областном институте развития образования проходят обучение будущие преподаватели курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе и основ православной культуры.

Освящение общеобразовательной школы

Освящение общеобразовательной школы

В Смоленском государственном педагогическом колледже с 2001 года открыта специализация по подготовке преподавателей основ православной культуры для начальной школы. Большинство выпускников этого профиля в настоящее время продолжают трудиться на педагогическом поприще.

Итак, стало очевидным, что православие на Смоленщине постепенно укрепляет свои позиции: строятся новые храмы, открываются монастыри, совершенствуется система духовного образования и воспитания, готовятся новые кадры преподавателей православия. Однако в связи с этим постоянно возрастает и потребность в духовной литературе, в методическом руководстве по подготовке преподавательских кадров, в разработке более разнообразных и действенных форм духовного просвещения.

В этом направлении несколько лет назад в рамках светских библиотек города и области, по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси), были открыты кафедры православной литературы, и теперь их функционирование в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания и образования имеет неоценимое значение.

Первая подобная кафедра была открыта в 2001 году в Смоленской областной детской библиотеке им. И. С. Соколова-Микитова. В 2005 году кафедра православной культуры открылась в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А. Т. Твардовского. В настоящее время на территории Смоленской области насчитывается 34 действующих кафедры, которые стали площадками для развития духовно-нравственной просветительской работы Церкви в сотрудничестве с работниками культуры и образования. Большая заслуга в этом важном деле, да и сама идея создания кафедр православной литературы, принадлежит смоленскому пастырю, благочинному Смоленского городского округа, руководителю Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы митрофорному протоиерею Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора Михаилу Горовому.

Открытие кафедры православной литературы в центральной библиотеке п. Красный

Открытие кафедры православной литературы в центральной библиотеке п. Красный

По открытию кафедр им была проделана большая организаторская и подготовительная работа, а в дальнейшем ни одно крупное мероприятие не обошлось без его непосредственного участия. Отмечая важность и актуальность открытия кафедр православной литературы, протоиерей Михаил отмечает: «Кафедры православной литературы послужат, вне сомнения, великому делу духовного просвещения смолян. Кто-то, взяв православную книгу, интеллектуально обогатится, кто-то получит стимул для духовного роста, а кого-то православная книга приведёт к храму. Хочется верить, что это доброе начинание получит широкое распространение в миссионерской деятельности и в других епархиях нашей Церкви».

Говоря о самом содержании и направленности работы кафедр православной литературы и культуры, следует отметить, что это не просто тематические отделы библиотек и не только специальные залы религиозной литературы. Но это действительно кафедры, то есть методические, организационные и духовные центры, ведущие целенаправленную, планомерную и разнообразную деятельность по возвращению утраченных за годы советской власти духовно-нравственных ценностей русской культуры.

Кафедры православной литературы не только обеспечивают своих читателей необходимой духовной литературой, но включают в свою деятельность широкий и разнообразный спектр мероприятий просветительского характера. Это книжные выставки, утренники, беседы, встречи, лекции, посвященные Рождеству Христову, Крещению Господню, Вербному воскресению, Пасхе, Святой Троице. Это Дни памяти святых нашей Церкви: например, просветителей славянских народов святых братьев Кирилла и Мефодия, благоверных князей Петра и Февронии, покровителей супружества, преподобного Сергия Радонежского, святого мученика воина Меркурия Смоленского и других. Организуются поездки по местам боевой славы и русской святости. За минувший год в таких мероприятиях и праздниках приняли участие тысячи молодых людей.

Паломничество педагогов-катехизаторов к святыням Крыма

Паломничество педагогов-катехизаторов к святыням Крыма

На Смоленщине накоплен определённый опыт в проведении Дня православной книги. Эта практика осуществляется уже на протяжении ряда лет не только в центральных библиотеках Смоленска, но и в других библиотеках города и области. В Смоленской областной специализированной библиотеке для слепых проводятся публичные чтения православной литературы, встречи со священнослужителями и краеведами. Кафедры православной литературы активно сотрудничают с детским домом «Гнездышко», с реабилитационным центром «Луч надежды», с клубом «Содействие». В будущем на базе существующих православных кафедр планируется открытие кинолекториев, где будут демонстрироваться лучшие православные фильмы.

Некоторые мероприятия на православных кафедрах стали уже постоянными. Так, например, в Смоленской областной детской библиотеке уже более 15 лет проводятся литературно-педагогические чтения «Достоевский и дети». Они включают в себя беседы, лекции и встречи в литературно-музыкальной гостиной с участием родственников Ф. М. Достоевского и заслуженной актрисы Смоленского драматического театра Л. С. Лисюковой. Ежегодно здесь организуются и циклы бесед «Библейские чтения».

Кафедры православной литературы активно участвуют в творческих конкурсах, проводимых Отделом религиозного образования и катехизации Смоленской епархии и Департаментом по образованию Смоленской области.

Традицией в работе кафедр православной литературы является регулярное проведение различных образовательных форумов. В Смоленской областной детской библиотеке им. И. С. Соколова-Микитова проводятся Елизаветинские чтения, посвященные памяти Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, ныне почитаемой в лике святых преподобномучениц, в г. Сафоново ежегодными стали Рождественские чтения, в Рославле – Сретенские чтения. С каждым годом количество участников подобных мероприятий увеличивается, расширяется и круг творческого общения.

Сергиевские чтения в Смоленской областной детской библиотеке

Сергиевские чтения в Смоленской областной детской библиотеке

Таким образом, создание кафедр православной литературы в библиотеках Смоленской области является исключительно необходимым и важным делом, в значительной мере помогающим духовно-нравственному воспитанию нашей молодёжи. Примечательно, что количество посетителей православных отделов стремительно растет. В светских библиотеках студенты и школьники активно пользуются фондом кафедр православной литературы, как с целью духовного самообразования, так и в учебном процессе – для написания рефератов, докладов, сочинений и других творческих работ. Благодаря таким информационно-методическим центрам, молодые люди имеют возможность не только найти нужную им христианскую литературу, но и окунуться в особую атмосферу взаимопонимания, духовного единения и любви, которая рождается в соприкосновении с миром православных духовных ценностей, лежащих в основе культуры нашего Отечества.

Инокиня Елена (Сыткина),
преподаватель Смоленского духовного училища.

 


Детская библиотека в условиях оптимизации сети муниципальных библиотек

Уважаемые коллеги! При проведении мероприятий по оптимизации сети библиотек необходимо учитывать приоритет интересов детей над интересами взрослых, закрепленный в законодательных актах Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», основными задачами которой в библиотечной отрасли являются: «реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек» (п.6 раздела 3), государственная поддержка развития детских библиотек (п.2 раздела 3) и рост посещаемости детских библиотек (п.8 раздела 3).

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания".

При проведении реорганизации централизованной библиотечной системы района и объединении детской и взрослой библиотек в одном помещении необходимо соблюдать Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ, а именно части 3 статьи 16, не допускающей размещение библиотечных фондов, предназначенных для детей, на расстоянии менее чем 100 метров от книжной продукции для взрослых.

Ликвидация специализированной детской библиотеки дает нулевой показатель роста посещаемости детских библиотек, что противоречит «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 (п.8 раздела 3) и региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы утвержденной, Администрацией Смоленской области (Постановление от 6 ноября 2012 г. № 850).

Петрищенкова С.А., директор ГБУК «Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова Микитова»


200 лет великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову

2014 год объявлен в России Годом культуры, одним из знаковых событий которого станет празднование 200-летнего юбилея великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Яркая, глубокая, противоречивая и мятежная личность М. Ю. Лермонтова остается притягательной и в наши дни: о ней горячо спорят, ее пытаются разгадать, воспеть, разоблачить... Ревнители и хулители гения бьются над разгадкой причин его ранней гибели, выдвигают различные версии о мотивах поведения и жизненной философии, а порой подвергают остракизму даже хрестоматийные произведения. Этот классик – живой!

Лермонтов называл себя странником. Он появляется в детстве на странице книжки в кавказкой бурке на фоне заснеженных вершин со своим «Парусом» и «Бородино»; он ранит «Маскарадом» и «Героем нашего времени» в юности; заставляет задуматься над «Родиной» в зрелости; утешает стихотворением «Ангел» в старости. Этот классик – наш личный друг!

Российская государственная детская библиотека объявляет о проведении Всероссийского литературного конкурса среди школьников, приуроченного к юбилею поэта.

http://www.rgdb.ru/novosti/796-vserossijskij-literaturnyj-konkurs-dlya-detej-i-podrostkov-zagadka-lermontova


7 причин, почему определенно надо читать книги

Последний опрос среди 1000 взрослых жителей США обнаружил, что 28 % не прочитали ни единой книги за прошлый год…

Исследование, опубликованное в журнале «Science», показало, что чтение литературных произведений (но, что интересно, не популярной литературы) культивирует навык, известный как «теория разума», который описывается как «способность читать мысли и чувства других людей».

И это не единственное преимущество от чтения. Ниже приведены ещё шесть научных причин поменять пульт дистанционного управления на роман.

Чтение может помочь вам расслабиться. Чувствуете стресс? Возьмитесь за книжку. Исследование 2009 года в Международной лаборатории Университета Сассекса показало: чтение является наиболее эффективным способом преодоления стресса, опережая прослушивание музыки, прогулку. Участникам исследования потребовалось всего шесть минут, чтобы расслабиться после начала листания страниц книги (оценивалась частота сердечных сокращений и мышечное напряжение). «Затерявшись в увлекательном мире книги, вы можете уйти от забот и стрессов повседневной жизни», – рассказал исследователь доктор Д.Льюис.

Это поможет заточить ваш ум. Чтение книг на протяжении всей жизни может помочь держать ваш мозг в форме до старости. Исследование, опубликованное в начале этого года в онлайн версии журнала «Neurology» обнаружило: те люди, кто занимается мыслестимулирующей деятельностью (например, чтением), демонстрируют более медленные процессы ухудшения памяти по сравнению с теми, кто такой деятельностью не занимается. В частности, люди, которые регулярно тренируют свой ум, имели показатель снижения умственного развития на 32% ниже по сравнению с их сверстниками со средней умственной деятельностью. Исследование показывает, что тренировка мозга на протяжении всей жизни имеет большое значение для его здоровья в пожилом возрасте. Доктор философии С.Уилсон (Чикаго) резюмирует: «Исходя из этого, мы не должны недооценивать последствия повседневной деятельности, такой как чтение и письмо, для наших детей, себя и наших родителей».

Это может предотвратить болезнь Альцгеймера. «Мозг является таким же органом тела, как и другие. Он стареет в зависимости от того, как он используется», рассказал ведущий автор исследования доктор Роберт П.Фридланд. «Подобно тому, как физическая активность укрепляет сердце, мышцы и кости, интеллектуальная деятельность укрепляет мозг, страхует его от болезни».

Чтение может помочь вам крепче спать. Многие эксперты по сну рекомендуют наладить регулярную процедуру снятия стресса перед сном, чтобы успокоить свой ум и настроить ваше тело на сон – и чтение может быть отличным помощником в этом деле (только если ваша книга не настолько захватывающая, что не даст вам уснуть всю ночь). Яркий свет, в том числе от электронных устройств, сигнализирует вашему мозгу, что пришло время просыпаться, поэтому читать книгу (при тусклом свете) лучше на кровати, а не с ноутбука.

Погружение в хорошую книгу может сделать вас более чутким. По данным исследования, опубликованного в январе 2013 г., погружение в художественное произведение может фактически увеличить вашу эмпатию. Исследователи в Нидерландах провели два эксперимента, которые показали, что люди, которые были «эмоционально вовлечены» в художественные произведения, испытали повышенные чувства сопереживания.

http://www.facenews.ua/articles/2013/176524/


Министерство культуры РФ подготовило поправки в закон
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиевсообщил, что изменения задуманы для улучшения работы закона и планируются к принятию уже весной 2014 года.

В основу проекта поправок легли предложения рабочей группы РБА. Г.П. Ивлиев отметил: «Мы просим внести поправку, согласно которой следовало бы маркировать по возрасту только те издания, которые выходили и выходят после принятия закона. В настоящее время, если следовать общему регулированию, нужно было бы маркировать 2 млрд книг, изданных ранее, с самого начала книгопечатания. Эта работа невыполнима».

Ранее сообщалось, что Минкомсвязи России в мае 2013 года уже разрешило библиотекам не маркировать книги, выпущенные прежде, чем начал действовать федеральный закон № 436.

Заместитель министра культуры РФ подчеркнул, что в отношении новых книг сохранится прежний порядок маркировки. «Издатель и автор сами определяют возрастную категорию того или иного издания, а если по какой-то книге возникает вопрос, то проводится экспертиза с привлечением читателей или общественности».

Вторая поправка, предлагаемая ведомством, касается расположения книг в библиотеках. Стеллажи со взрослой литературой должны стоять так, чтобы дети не смогли получить к ним доступ. «Это связано с тем, что многие библиотеки содержат одновременно и детские книги, и отделы для взрослых, а ограниченность площадей некоторых библиотек, сельских в частности, делает невозможным размещение литературы, предназначенной для разных возрастов, на расстоянии в сто метров друг от друга», – сообщил чиновник.

http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=2280


Актуальная информация РГДБ

РГДБ - Экспертная организация с правом проведения экспертизы информационной продукции. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека» аккредитована в качестве экспертной организации на право проведения экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Подробнее

Проект Концепции библиотечного обслуживания детей в России. Подробнее

http://metodisty.rgdb.ru/


Уважаемые коллеги!

Напоминаем, что в целях исполнения Федерального закона от 25.06.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» рекомендуем не реже 1 раза в квартал проводить сверку Федерального списка экстремистских материалов с учетным каталогом ЦБС на предмет наличия изданий, включенных в этот список. Также необходимо принять меры, исключающие доступ учащихся – читателей библиотек к ресурсам сети Интернет, содержащим материалы, включенные в Федеральный список экстремистских материалов.


Методические рекомендации

Методические рекомендации по составлению должностных инструкций заместителя директора ЦБС (МЦБС) по работе с детьми (заведующего центральной детской библиотекой), методиста по работе с детьми. Подробнее


Материалы для внутреннего использования

Проект рекомендаций РБА по реализации норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ. Подробнее

Образцы документов РГДБ. В целях реализации Федеральною закона от 29 декабря 2010 года № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Подробнее


Орёл: прошла Ассамблея талантливых читателей

19 октября 2012 г. в Орловской областной библиотеке им. И.А. Бунина состоялась Вторая областная Ассамблея талантливых читателей. Ассамблея направлена на повышение авторитета семьи в обществе; поддержание и развитие традиций семейного досуга и семейного чтения на Орловщине; пропаганду книги и чтения как важнейших факторов духовной жизни семьи; повышение статуса библиотек как учреждений, содействующих укреплению института семьи в обществе.

В рамках Ассамблеи с 1 марта 2012 г. в городах и районах Орловской области стартовал конкурс талантливых семей «Семья и книга. Объединённые чтением». К участию в конкурсе приглашались дружные, талантливые, читающие и любящие книгу семьи, все члены которой должны являться читателями библиотек. Участники должны были указать общий семейный читательский и библиотечный стаж, количество книг, прочитанных за 2011 год и начало 2012 года и др. Самые талантливые и активные читатели получили заслуженные награды.

http://www.infoorel.ru/news/news.php?news_id=23704&razdel=7


Цифровое поколение России

Профессор факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, директор Фонда развития интернета Г. Солдатова:

Что такое цифровое поколение сегодня? Это люди, родившиеся в начале 2000-х, а также люди от 12 до 27 лет, часть из них – молодые продвинутые родители. Из объективных данных, полученных в ходе исследований, видно: дети и подростки цифрового поколения другие. Дети изменились. В какую сторону? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Любые технологические изменения, происходящие в истории человечества, всегда вызывают опасения и страхи. Сегодня такой страх связан с влиянием Интернета.

Новые возможности – новые риски. В исследовании выделено четыре основных блока рисков:

  • контентные риски: порнография, ненавистнический контент, информация, связанная с наркотиками и суицидом. По статистике, с таким контентом сталкивается каждый второй ребёнок;
  • коммуникационные риски: опасности кибербуллинг (травля и запугивание в сети), встречи с незнакомцами, нередко – сексуальные домогательства;
  • риски, связанные с потреблением;
  • риск возникновения интернет-зависимости.

Другой тип мышления. Большинство исследователей приходит к выводу, что высшие психические функции, которые определяют всю деятельность человека, трансформируются.

  • Изменяются мнемонические процессы. Доказано, что дети, пользующиеся Интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Это на самом деле меняет структуру мнемонических процессов.
  • Меняется интенсивность процессов запоминания. Раньше мы с вами помнили большое количество телефонов и адресов. Сейчас у нас всё записано, и мы уже не утруждаем себя запоминанием. У людей постарше новые навыки просто наслаиваются на старые. У детей и подростков они формируют другие механизмы запоминания.
  • Снижается уровень концентрации внимания. Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!
  • Формируется клиповое сознание и мышление.
  • Восприятие мира становится другим. Дети, которые много времени проводят за компьютером, лишаются определённых сенсорных сигналов, связанных с окружающим миром, – они в меньшей степени воспринимают, например, запахи, прикосновения. Это очень серьёзный момент.
  • Делать несколько дел одновременно – свойство детей цифрового поколения. Для цифрового поколения характерен феномен многозадачности. Идёт перестройка мозговых структур, появляются новые нейронные связи.

Цифровое слабоумие: правда или миф? Немецкий профессор, психотерапевт, исследователь мозга, автор книги «Цифровое слабоумие» Манфред Спицер считает, что у современных детей атрофируется мозг. Однако существуют американские исследования, доказывающие, что скорость психических процессов у детей увеличивается, из чего делается вывод – дети становятся умнее. Есть также исследования, которые подтверждают, что у детей, пользующихся интернетом, выше IQ.

Дети, которые много играют в компьютерные игры, отличаются повышенной социальной активностью. У них развивается скорость мышления, расширяется поле зрения, улучшается визуальное внимание, которое позволяет обнаружить и идентифицировать в фоне цель, повышается склонность к разумному риску, тренируется последовательность и настойчивость в достижении цели.

Социальные сети – зло? 90% современной молодёжи пользуется «ВКонтакте». Там зарегистрированы и девяти-, десятилетние дети. Кстати, в социальную сеть рекомендуется входить только после 13 лет, и то в сопровождении родителей. Так вот, почти 50% детей девяти-десяти лет имеют 10 друзей, 28% – по 50 друзей «ВКонтакте». Ну, а у 15–16-летних где-то по 100 друзей и больше.

И тут возникают самые разные проблемы. Люди беспокоятся, что такое большое количество друзей девальвирует понятие дружбы. Но в то же самое время в рамках социальных сетей у детей формируется социальный капитал.

Феномен социального капитала имеет целый ряд особенностей, которые хорошо видны в социальных сетях и именно в детском общении. Например, самовозрастание. Социальный капитал возрастает сам по себе. Это приводит к тому, что дети уже сызмальства получают какой-то круг друзей как ресурс своих отношений в будущем.

Мы говорим о том, что у них расплывается понятие дружбы, но сразу же доказываем, что в социальном капитале слабые связи сейчас важнее. Чем больше у ребёнка таких слабых связей, тем больше он получает информации и тем больше он имеет широкой диффузной поддержки, которая может «выстрелить» в самых разных областях.

Цифровой разрыв и его последствия. В России существует очень большой цифровой разрыв между поколениями. И чем старше поколение, тем этот разрыв сильнее. Наши взрослые отстают от европейских взрослых, к большому сожалению. Наши дети не отстают в цифровом отношении, но очень сильно отстают в умении справляться с теми проблемами, с которыми они встречаются в Интернете. Здесь, конечно, сказывается цифровой разрыв, потому что родители часто не могут помочь детям в этой сфере.

Цифровой разрыв – это серьёзная проблема. Конфликт между поколениями носит и цифровой характер. Здесь возникает особая область взаимных услуг детей и родителей. Дети часто выступают посредниками в отношениях родителей с цифровым миром.

Цифровые аборигены и цифровые иммигранты. Если дети у нас – цифровые аборигены, то взрослые скорее цифровые иммигранты. Заслуга наших детей в том, что он ведут взрослых и сопровождают их в новом мире. Со стороны взрослых должны быть сделаны усилия, нужно учиться у детей, учиться вместе с ними. Очень важно, чтобы взаимные услуги в этом контексте смыкались.

Семинар «Цифровое поколение России: взгляд изнутри»

http://slon.ru/calendar/event/842097/


Минкультуры предлагает реформировать библиотеки
в интернет-образовательные центры

Москва. 4 октября. INTERFAX.RU – Районные библиотеки должны реформироваться, книгохранилища больше не актуальны, считает министр культуры РФ Владимир Мединский.

Он добавил, что в ведении министерства культуры находятся несколько крупных библиотек – Ленинка, Иностранной литературы, Салтыкова-Щедрина и др. «Думаю, они будут существовать в веках, как кладези знаний. Недавно ходил в Ленинку. Количество посетителей не уменьшается – только здесь можно найти многое по части диссертации», – сказал министр на брифинге в четверг в Москве.

Вместе с тем, по его словам, городские и районные библиотеки если и будут существовать, то их нужно реформировать в интернет-образовательные центры досугового плана, куда приходят люди пообщаться, спокойно поработать, пройти электронный курс. «Библиотеки книгохранилищ – объективно их перспектива не велика», – считает министр.

http://www.interfax.ru/news.asp?id=269234#.UHEUtcfPnep.facebook


Ленинградская область: областная детская библиотека
представила программу «Bookway-2012 – Книжный путь»

Программа «Bookway-2012 – Книжный путь» была представлена на VII Санкт-Петербургском международном книжном салоне.

«Bookway-2012 – Книжный путь» – это система электронной связи, которая действует между детской областной и районными библиотеками. Юные читатели Тихвина, Вырицы и Сланцев в режиме онлайн-конференции могут наблюдать за теми событиями, которые происходят в областной библиотеке: открытием выставок, встречами с писателями и художниками, презентациями новых книг. Затем в Интернете на специальном ресурсе дети делятся впечатлениями со своими сверстниками, которые живут в соседних населённых пунктах Ленинградской области и прилегающих территориях. Таким образом, информация о мероприятиях Ленинградской областной детской библиотеки распространяется школьниками в режиме онлайн.

По словам специалистов, программа «Bookway-2012 – Книжный путь» должна повысить интерес к чтению у школьников Ленинградской области.

http://www.spbit.su/short_news/s120050/


Барнаул: подведены итоги квеста
«Алтай литературный – пространство исследования»

В Барнауле прошёл заключительный этап историко-литературной игры квест-ориентирования в пространстве города «Алтай литературный – пространство исследования». Одним из главных организаторов мероприятия выступила Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской.
Игра проводится в алтайском крае уже второй раз. Её основная цель – повышение читательской и информационной компетенции учащихся, популяризация творчества местных писателей в детской и подростковой среде с помощью креативных интерактивных технологий.

Перед тем как «выйти на игру», школьники провели исследовательскую работу по изучению жизни и творчества алтайских писателей. Задействовали широкий круг документальных источников городских и краевых библиотек, Интернет-ресурсов, музеев. Состоялись и личные встречи с писателями, их друзьями, родными.

Учащиеся собрали и представили в оргкомитет большой фактографический, фото- и видеоматериал; создали мультимедийные презентации и видеофильмы.

http://altapress.ru/story/85162/


 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Людмила Петрушевская – о привлечении детей к чтению

Кто сейчас пишет для детей и есть ли перспектива появления в России новой Агнии Барто?

Людмила Петрушевская. Мои дети и внуки знали только про Таню и мячик. Остальное были сказки Пушкина и Чуковского, Житкова, Сетон-Томпсона,  Бианки, Сутеева. Целый шкаф уже сорок с лишним лет служит всем.

На кого сегодня ориентироваться детям, ведь героев сейчас нет ни в книгах, ни в кино? А если и есть, то понятие героизма сильно искажено.

Л.П. Мода – она ведь всегда проходит, это её свойство. И вроде бы остается классика. Но родителям некогда читать вслух, и они сажают малышей смотреть мультики. Так что герои у малявок – все эти быстродвижущиеся, с невнятной речью персонажи. И теперь у подростков мелькание звуков, бульканье вместо разговора. В роли запятой выступает слово «блин», а то и просто первые его буквы.

Но ведь есть выход?

Л.П. Лучше ставить малышам записи старых детских радиоспектаклей – «Маленького принца», к примеру, «Музыкальный магазинчик», «Кошкин дом». Это школа великолепного русского языка с гениальным произношением. Или просто прокручивать им диски со сказками, таких много сейчас. И они будут под это чтение рисовать или играть.

У современных детей другие ценности, потребительские…

Л.П. Возможно, что это всё заложено в самих родителях и бабушках-дедушках.

Оправдана ли цена переиздания, в том числе и детской классики? Меняется ли содержание и восприятие от качества бумаги и типографской краски?

Л.П. Бесценное сокровище – оно и есть таковое. Правда, переиздают сейчас классику как-то с вырезами и люрексом. Покупательницы – мамочки и бабушки, хлебнувшие учебников в твёрдых переплётах, требуют стразов.

Однако стразами плохую литературу не прикроешь. Как научиться разбираться, понимать, где литература хорошая, а где плохая? Как привить детям вкус к чтению?

Л.П. Это тайна тайн. Как несовершенному созданию дать понятие о прекрасном? Но у меня был собственный опыт: мой прадед не разрешал учить меня читать. Категорически! Я тайно научилась по газетам в 5 лет. Мой старший сын до второго класса не желал читать. Я взяла с собой на дачу дочку подруги. Она мусолила, читала напоказ, как приличная девочка, книжку «Пеппи Длинный Чулок» и демонстративно ею дорожила. Кирюша обратил внимание на сей драгоценный предмет. Но Танечка не давала ему книжку, даже когда прочла. Подруга приехала купать дочку в субботу, и книга была мне отдана. Кирюша схватил ее, скрылся в кустах и вышел уже страстным читателем. Подобный эффект описан в «Томе Сойере», глава насчет забора. У следующих моих детей такого случая не было, и они до сих пор не читатели. Но они слушали музыку!

Наверное, какую-то особенную?

Л.П. Ну конечно, не ту, что я. Слушали поп-эстраду. И я пошла на хитрость: купила в Америке альбом в четыре диска, американский джаз 40–60-х гг. Привезла, вручила всем подарки, указала на альбом и сказала: вот это не трогать! Не слушать! Это единственное, что вам запрещено. Только мое. Уже через два дня диски были растащены. У них начался этап  классического джаза. И если старший мой сын коллекционирует и слушает старую оперу, то младшая дочь стала профессиональной исполнительницей фанк-рока, пишет музыку и тексты.

Ваше «Литературное кабаре» – тоже своего рода хитрость, чтобы привлечь к чтению книг нечитающую аудитории?

Л.П. Для меня это новый формат жизни. Я как-то говорила о том, что японские мастера акварели, достигшие некоего результата, вдруг останавливались – и начинали писать левой рукой. Потому что, думаю, их гнала вперед скука автоматизма. Когда человеку что-то легко дается, он начинает искать, как ни странно, трудностей. Мне было очень тяжело выйти на сцену, меня буквально вытолкнули – во время театрального капустника надо было спеть песенку. Эффект был неожиданный – театральный народ вытаращился и захлопал.

И вам последовала масса предложений…

Л.П. Да, сразу предложили спектакль в местном театре, две книги в издательствах. Я начала писать песенки – и тексты как переводы старых французских, немецких, польских, английских шлягеров XX века, и уже собственные, со своей музыкой. Пошли концерты, выпущен был диск «Не привыкай к дождю», мы получили музыкальную премию года «Золотая Горгулья».

http://www.perm.aif.ru/gorod/article/21721


Бородина, В.А. Летняя школа чтения: заочная творческая лаборатория. – М.: РШБА, 2011. – 392с.

Материалы книги рассказывают об организации творческой лаборатории Летней школы чтения в библиотеках. Именно школы, а не организации чтения летом.

Главное назначение школы – активизировать работу библиотекарей с разными категориями читателей помощью мастер-классов, практикумов, проектов.

Книга адресована детским и школьным библиотекарям, учителям, воспитателям, родителями и организаторам летнего чтения детей.


90% РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ РЕГУЛЯРНО ВЫХОДЯТ В СЕТЬ

Около 90% российских детей пользуются Интернетом, при этом родители практически не следят за их активностью в Сети.

Средний возраст выхода в онлайн в России - десять лет. 80% российских детей из числа пользователей Интернета считают себя завсегдатаями социальных сетей.

Правила российских соцсетей, например «Одноклассников» и «В Контакте», позволяют регистрироваться пользователям старше шести лет. Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook принимает в свои ряды только с 13 лет. Хотя никто не мешает не достигшим этого возраста детям зарегистрировать аккаунт, но он может быть впоследствии заблокирован при появлении подозрений в занижении истинного возраста.

Треть юных пользователей социальных сетей не закрывают свои страницы от посторонних, большинство (60-80%) публикует личную информацию; например, каждый четвёртый ребёнок выкладывает номер телефона. При этом только 10% родителей знают о том, что дети публикуют контактную информацию в Интернете.

http://internet.cnews.ru/news/line/index.shtml?2011/02/09/426799


г. Новоуральск. Свердловская область

ДЕНЬ ДУБЛЁРА

27 мая — Всероссийский день библиотек. По-разному отмечают этот праздник российские библиотекари: торжественные мероприятия, поздравления, подарки, открытки, стихи... И всё это для того, чтобы сказать: как здорово, что в мире есть библиотеки!!! А поскольку это День библиотек, а не библиотекарей, то праздник должен быть для читателей, а не для нас — скромных служителей библиотечных муз. Вот мы и постарались сделать так, чтобы праздник запомнился читателям.

О чём мечтают дети и подростки? Правильно — поскорее стать взрослыми. А мы, библиотекари, между прочим, не против стать детьми (хотя бы на один денёчек). Поэтому, прикинув свои возможности, обговорив предполагаемый фронт работ, решили устроить 27 мая — День Библиотекаря Читателем Заменительный. Объявили День дублёра, когда любой читатель мог заменить библиотекаря на его рабочем месте и даже получить «зарплату» — шоколад и конфеты, а также билеты в парк аттракционов.

Ровно в 10.00 на пороге топтались многочисленные работники-дублёры. Как обычно бывает при большом скоплении очень самостоятельных детей, началась весёлая суета, беготня, шум, смех и крики!

Посетители, пришедшие в эту пятницу за книжками, недоумевали: дети были повсюду. Они наперебой предлагали книги, разыскивали читательские формуляры, расставляли книги. За первой волной детей, желающих поработать, пришла вторая волна, потом третья... Честно говоря, мы не ожидали такого наплыва, но работа нашлась всем.

На улице был организован выездной читальный зал. Юные библиотекари предлагали прохожим для просмотра самые красочные и редкие книги нашей библиотеки, следили за их сохранностью. Одна группа ребят проводила анкетирование прохожих, другая — блиц-викторину, третья пожелала работать в фотосалоне «Блеск» — ребята приглашали всех желающих сфотографироваться в костюмах книжных героев или в ракете, ведь 2011 -й — Год российской космонавтики.

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Подошли к концу и законные трудовые часы. Пришло время первой зарплаты, которую ребята получали по-взрослому: сдавая «трудовые книжки», где было проставлено время и качество работы. Дублёры, расписываясь в ведомости, ставили не подпись, а рисовали смайлик, и улыбающихся смайликов было много!

Анжелика АРАПОВА, ведущий методист Центральной городской библиотеки для детей и юношества


Библиотека в школе. – 2011.– №14.– С. 5.

Москва: «Ночь в библиотеке»

В Российской государственной детской библиотеке впервые прошла акция «Ночь в библиотеке». В этот день библиотека была открыта не до 18.00, как обычно, а до 22.00. В акции могли участвовать все желающие, вход в библиотеку был свободным.

Центральное событие акции – «страшилка» на ночь, которую в специальной «Комнате сказок» прочитали известные артисты. Сказочниками пригласили побыть Антона Макарского, Алёну Свиридову, Алексея Кортнева и участников группы «Пропаганда».

Кроме того, гости ночной библиотеки смогли принять участие в мастер-классах. Один из них провела декоратор, дизайнер и ведущая телепрограммы «Бездонные антресоли» Елена Теплицкая. Под её руководством участники начали готовиться ко сну на «волшебной подушке». Также желающие смогли посетить импровизированную мастерскую по изделиям из войлока или узнать, как приготовить «Сладкую сказку». В завершение «Ночи» композитор-импровизатор Марал Якшиев рассказал детям «Сказки народов мира» под собственную музыку.

http://ria.ru/moscow/20110325/357789748.html

<<<<